Министерство внутренних дел РФ

Московский университет

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

«Уголовная ответственность за взяточничество»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: курсант 342 уч.группы

Ряд. милиции Жиделев В.Г.

 

Проверил:

 

 

 

Москва 2003

Содержание.

Введение……………………………………………...…………………………..2

1)     Глава 1. Историческая характеристика взяточничества и коррупции……...4

2)     Глава 2. Криминалистическая модель взяточничества и коррупции:

2.1 Понятие взяточничества и коррупции…………………………………7

2.2 Получение взятки……………………………………………………...16

2.2.1 Объект,

2.2.2 Объективная сторона,

2.2.3 Субъект,

2.2.4 Субъективная сторона,

2.3 Дача взятки………………………………………………………….....18

2.3.1 Объект,

2.3.2 Объективная сторона,

2.3.3 Субъект,

2.3.4 Субъективная сторона,

3)     Глава 3. Некоторые вопросы квалификации преступлений по ст. 290 и 291 УК РФ………………………………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………….28

Список литературы……………………………………………………………31

 

Введение.

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство...[1], но, вместе с тем, большой проблемой является совершение преступлений, среди которых немалое место и негативное значение имеет преступления о взяточничестве.

Рост взяточничества в России в последние годы происходит на фоне одновременного сокращения количества уголовных дел названной категории, по которым вынесены обвинительные приговоры. И это не удивительно, так как из всего массива возбужденных дел о взяточничестве до суда доходит лишь 6% таких дел, остальные прекращаются по различным причинам в ходе предварительного расследования.

Борьба с коррупцией затруднена целым рядом факторов объективного и субъективного характера. К объективным можно отнести крайне высокую латентность распространенной коррупции, «конвенциональный» характер одного из важнейших составов - взяточничества, необходимость высокого уровня подготовки работников правоохранительных органов, способных выявлять и расследовать дела подобной категории и другое.

К субъективным - терпимое отношение (в целом) общественного мнения к данному явлению, в значительной мере способствующее функционированию традиционных культур. Россия, как известно, высоким уровнем законопослушания чиновников никогда не отличалась. И эти исторические традиции очень сильны.

Понятно, что взяточничество - проблема глобальная и актуальная, а,
значит, расследование уголовных дел о взяточничестве не всегда происходит
без своеобразных трудностей, с которыми сталкиваются следователи.
Проблема взяточничества привлекала (и привлекает до сих пор) внимание
многих ученых-теоретиков. Отдельные ее аспекты изучались такими
заслуженными деятелями науки: Аслахановым А.А., Волженкиным Б.В,
Здравомысловым Б.В., Каминским М.К. и другими.

Таким образом, основная цель моей курсовой работы – раскрыть уголовно-правовое значение понятия взяточничества и ответственности за его совершение. Задачами работы, я считаю, определение понятия взяточничества и коррупции, квалификации преступлений о взяточничестве по статьям 290 и 291 УК РФ, а также исследование криминологического смысла понятия взяточничества, установление связи теории о взяточничестве с практикой.

 

                                                                                                           


Глава 1. Историческая характеристика взяточничества и коррупции.

Из числа должностных преступлений взяточничество является самым ранним из известных человечеству и законодательству. Свидетельством древности этого деяния могут служить слова Овидия (I в. до н.э.):

Дары увлекают, поверь, людей и богов

Юпитер мирится сам при виде даров.

Данное явление было распространено во все времена у всех народов в таком масштабе, что классики художественной литературы не могли его обойти своим вниманием. О взятках писали языком не только прозы (Н.В.Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», А.В.Сухово-Кобьшин «Дело»), но и поэзии. Я.Б.Княжнин в знаменитой пьесе «Ябеда» от имени одного из героев сказал:

Бери, большой тут нет науки,

Бери, что можно только взять.

На что ж привешены нам руки,

Как не на то, чтоб брать, брать, брать?

Как бы внимая этому призыву, начальники всевозможных рангов не устают брать мзду за свои служебные обязанности.

Государство с помощью законов стремилось если не искоренить, то существенно обуздать это явление. Первоначально за взятки преследовали лишь представителей судебного ведомства. Причем кара за получение взятки
была весьма высока. Так, согласно Геродоту, персидский царь Камбис (600 - 559 г. до н.э.) казнил одного подкупленного судью и велел покрыть снятой с него кожей судейское кресло в назидание другим лицам, которые
займут этот пост. По Законам
XII таблиц взяточники подлежали смертной казни.  

Столь же  сурово карали взяточников и на  Руси.  О запрещении принимать «тайные посулы» говорилось еще в Псковской и Новгородской судных грамотах. Так, например, в ст. 4 Псковской грамоты 1397 г.  говорилось,  что при отправлении суда «тайных посулов (взяток) не имати ни князю, ни посаднику». В Судебнике 1497 года речь шла о запрете не только принимать, но и давать взятку. Впервые наказание за взятку упоминается в Судебнике 1550 года. Особенно пышно расцвело взяточничество в период действия на Руси системы кормления, при которой должностные лица, представители   центра   и   местного   самоуправления содержались за счет населения. Система кормления была упразднена  в  середине XVI  века,  однако  вряд ли это сильно уменьшило число совершаемых преступлений такого рода.  Более  того,  Соборному  Уложению  1649  года, каравшему взяточничество в основном в сфере правосудия, уже было известно посредничество во взяточничестве, хотя оно и не наказывалось.

Усиленную борьбу со взяточничеством вел Петр I.  В годы  его  правления  впервые  установили  уголовную ответственность    взяткодателей    (лиходателей).    Но, несмотря на столь активную борьбу,  к концу правления Петра все его сподвижники были замешаны во взятках.

Масштабы взяточничества достигали такого размаха, что в XIX веке министр юстиции граф В.Н.Панин, оформляя дарственную на дом для дочери, лично вручил нужному чиновнику «подарок».

Эстафету борьбы с лихоимцами приняло и Советское государство, 8 мая 1919 года был издан Декрет СНК РСФСР «О взяточничестве», 16 августа 1921 года издают новый Декрет СНК РСФСР «О борьбе со взяточничеством», в котором впервые было дано понятие взятки. Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 годов содержали нормы, предусматривающие ответственность за дачу и получение взятки, хотя санкции были весьма невелики. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года существенно увеличил их вплоть до смертной казни для взяткополучателя. Особую роль в борьбе с рассматриваемым преступлением сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении уголовной ответственности за взяточничество», принятый 20 февраля 1962 года. С введением его в действие были значительно повышены меры наказания взяткополучателей, особенно тех, кто занимает руководящее положение, расширены условия уже было известно посредничество во взяточничестве, хотя оно и не наказывалось.

Усиленную борьбу со взяточничеством вел Петр I.  В годы  его  правления  впервые  установили  уголовную ответственность    взяткодателей    (лиходателей).    Но, несмотря на столь активную борьбу,  к концу правления Петра все его сподвижники были замешаны во взятках.

Масштабы взяточничества достигали такого размаха, что в XIX веке министр юстиции граф В.Н.Панин, оформляя дарственную на дом для дочери, лично вручил нужному чиновнику «подарок».

Эстафету борьбы с лихоимцами приняло и Советское государство. 8 мая 1919 года был издан Декрет СНК РСФСР «О взяточничестве», 16 августа 1921 года издают новый Декрет СНК РСФСР «О борьбе со взяточничеством», в котором впервые было дано понятие взятки. Уголовные кодексы РСФСР 1922 и 1926 годов содержали нормы, предусматривающие ответственность за дачу и получение взятки, хотя санкции были весьма невелики. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года существенно увеличил их вплоть до смертной казни для взяткополучателя. Особую роль в борьбе с рассматриваемым преступлением сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении уголовной ответственности за взяточничество», принятый 20 февраля 1962 года. С введением его в действие были значительно повышены меры наказания взяткополучателей, особенно тех, кто занимает руководящее положение, расширены условия освобождения от уголовной ответственности граждан, ставших объектом вымогательства. Невзирая на столь драконовские меры наказания, «дары» продолжали брать. По стране в 80 - 90-х годах прошел ряд громких процессов над видными мздоимцами: дело Ю.С.Чурбанова, дело Ю.К.Соколова - директора Елисеевского магазина в Москве, узбекское дело, Астраханское рыбное дело и другое.

Взяточничество, как коррозия, разъедает государственные аппараты если не всех, то большинства стран. С коррумпированным поведением чиновников пытаются вести борьбу даже на международном уровне. В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (принят Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г.) сказано, что «хотя понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие».

 

Глава 2.КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА И КОРРУПЦИИ.

2.1)Понятие  взяточничества  и  коррупции.

   Взяточничество  и коррупция - тесно взаимосвязанные явления, характеризуемые разовыми либо систематическими фактами передачи государственному служащему, должностному лицу денег, подарков или оказания ему различных услуг за действия (бездействие), которые это лицо совершило, совершает, должно было или может совершить в интересах дающего взятку.

В содержательном плане коррупция, однако, гораздо шире, чем эпизодическое или систематическое взяточничество.

Наиболее распространенным определением коррупции является ее понимание как социального явления, заключающегося в корыстном использовании должностным лицом своего служебного положения для личного обогащения. Так, например, профессор Амстердамского университета Зейд Хусейн Алатас определяет коррупцию как собирательное понятие, включающее в себя взяточничество, вымогательство и деспотизм[2].

Коррупция носит устойчивый характер и является объективным условием существования ряда негативных социальных явлений (в частности, организованной и экономической преступности).

Коррумпирование предполагает подкуп или постановку в зависимость от коррумпирующей структуры представителя законодательной, исполнительной или судебной власти.

Коррумпированный в материальном плане может ничего не иметь за свои услуги, а действовать на основании иных интересов или обязательств, имеющих значение для коррумпировавшей его структуры.

Коррумпированность у нас очень распространена на всех уровнях государственного механизма: федеральном, субъектов Федерации, муниципальном. Особенно коррумпировано чиновничество в таких сферах, как приватизация, внешнеэкономическая деятельность, - везде, где идет речь о распределении финансовых потоков.

Коррумпировать государственного служащего, то есть взять на постоянное содержание, сделать зависимым от себя, заставить действовать в своих интересах в большинстве случаев очень выгодно преступникам. Этой категории субъектов жизненно необходимы услуги, способствующие большей безопасности при нарушении уголовного, антимонопольного, налогового, лицензионного и иного законодательства, им не обойтись без служебной информации бирж, инвестиционных фондов, фондов имущества, аукционов, правоохранительных органов, налоговых служб и так далее.

Коррупция является абсолютно необходимым и наиболее эффективным способом максимилизации прибыли в условиях перераспределения собственности {в определенном смысле прав проф. Шмелев, говоривший, что «миллионеров у нас назначали»). Существование официальных, полуофициальных способов протекционизма в немалой степени обусловило уродливые диспропорции в экономической и социальной сфере, так как приоритетность государст